Советский районный суд Улан-Удэ заочно назначил журналистке и главе выступающего против войны с Украиной фонда «Свободная Бурятия» Александре Гармажаповой семь лет колонии по делу о «фейках» о российской армии, сообщают «Сетевые свободы». Активистка живет за границей.
Уголовное дело против Гармажаповой завели в сентябре 2023 года из-за ее интервью украинскому проекту «Грошi». В нем она рассказала о российских военных-отказниках, насильно удерживаемых в так называемой «ЛНР». Разговор активистки с журналистами состоялся еще в июле прошлого года. Тогда Гармажапова утверждала, что 17 военнослужащих заперли в комендатуре на оккупированной территории из-за их отказа идти на передовую.
Глава фонда отметила, что контрактники подавали рапорты о расторжении контракта из-за нежелания продолжать воевать, но их рассматривать отказались. За помощью военные также обращались в «Свободную Бурятию», поскольку среди них были уроженцы Бурятии и Тывы. Как заявила Гармажапова в эфире телеканала «Дождь», следствие сочло «отрицательной информацией» её утверждения о страхе этих военных, что их «отправят на передовую без экипировки и застрелят». Кроме того, «фейком» посчитали и реплику о бурятах, которых власти якобы отправляют на войну «как незначимый народ».
- 1 сентября 2023 года Генпрокуратура России признала антивоенный фонд «Свободная Бурятия» нежелательной организацией на территории страны. Поводом для этого названа организация фондом «антироссийских акций». В марте фонд включили в реестр «иноагентов» за, по версии Минюста, призывы к действиям, которые «могут привести к нарушению территориальной целостности» России. Организация, как считает Минюст, распространяла материалы «иноагентов» и «фейки о деятельности органов власти России». Роскомнадзор ранее заблокировал сайт «Свободной Бурятии». Александру Гармажапова персонально также признали «иностранным агентом».
- «Свободная Бурятия» критикует войну России в Украине, помогает военнослужащим из Бурятии защищать свои права и возвращаться из зоны боевых действий. Фонд также выступает за так называемую деколонизацию России, подразумевая под ней децентрализацию власти и обеспечение прав всех живущих в России народов.