Режиссёрку Евгению Беркович, арестованную по делу о призывах к терроризму из-за поставленного ею спектакля «Финист Ясный сокол», привезли из московского СИЗО в Санкт-Петербург на прощание с бабушкой, писательницей Ниной Катерли. Об этом сообщил депутат городского Заксобрания Борис Вишневский. Дочь Нины Катерли и мать Беркович, правозащитница Елены Эфрос, подтвердила Север.Реалии, что Беркович привезли из Москвы.
«Её везли в автозаке 14 часов, в туалет вывели один раз», – сказала Елена Эфрос. – «Она мне сказала, что совершенно измучена, но что уже прооралась и теперь спокойна, «мне сказали – держать себя в руках, и я держу». Дали ей со мной пообщаться, поговорить».
Нина Катерли умерла 20 ноября. После этого было опубликовано открытое письмо более 20 актёров, режиссёров и общественных деятелей, в котором они попросили уполномоченную по правам человека в России Татьяну Москалькову изменить меру пресечения Беркович и проходящей с ней по одному делу драматургу Светлане Петрийчук. «Хотя бы для того, чтобы она смогла похоронить свою бабушку», — говорилось в письме о Беркович.
«Перед прощанием в зал пустили только родственников, и привезли Женю Беркович, дали проститься с бабушкой и обняться с мамой, Еленой Эфрос. Потом, когда Женю увезли, пустили остальных проститься», — написал Вишневский. Бывший главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов связал то, что Беркович позволили проститься с родным человеком, именно с открытым письмом. Его подписали, в частности, артисты Вениамин Смехов, Чулпан Хаматова, Данила Козловский, режиссёры Евгений Миронов, Александр Сокуров, Константин Райкин, писательницы Людмила Улицкая и Гузель Яхина, нобелевский лауреат журналист Дмитрий Муратов, телеведущий Иван Ургант. Елена Эфрос считает, что главная заслуга в том, что Жене Беркович дали проститься с бабушкой, принадлежит Дмитрию Муратову – по её словам, он «добивался этого и добился».
Власти пока никак не комментировали случившееся.
- Уголовное дело о публичном оправдании терроризма в отношении Евгении Беркович и Светланы Петрийчук было возбуждено в начале мая, с того же месяца они находятся в СИЗО. Поводом для преследования стал спектакль «Финист Ясный сокол», поставленный Беркович по пьесе Петрийчук. В спектакле рассказывается о судьбах российских женщин, вышедших замуж за исламских радикалов и впоследствии завербованных в движение «Исламское государство», признанное террористическим во многих странах мира, включая Россию. В основе уголовного дела лежит экспертиза, написанная Романом Силантьевым, который называет себя деструктологом. Силантьев посчитал, что в пьесе и спектакле поддерживается ваххабизм. При этом постановка, которая с 2019 года шла с большим успехом, была дважды была отмечена главной российской театральной премией «Золотая маска» — за лучшую режиссуру и лучшую работу художника по костюмам.
- С обыском по уловному делу сотрудники правоохранительных органов приходили и к 89-летней бабушке Беркович — Нине Катерли. 25 октября на заседании в Мосгорсуде обвиняемая в оправдании терроризма просила изменить ей меру пресечения, «пока никто из близких не умер». Суд отказал Беркович.