Электоральные эксперты и СМИ подозревают о провале референдума в Венесуэле, более 95% участников которого, по официальным данным, согласились с присоединением богатого нефтью региона Гайаны – Эссекибо. Об этом пишет в частности The Guardian. Речь идёт о низкой явке и вероятных фальсификациях.
В ночь подсчёта голосов глава избирательной комиссии Элвис Аморозо заявил о «подавляющей победе ответа «да» с явкой, превышающей 10,5 миллионов голосов». На референдум было вынесено пять вопросов – специалисты предполагают, что Аморозо говорил о сумме голосов, и реальная явка составила 2,1 миллиона избирателей. Это чуть больше 10%, а значит, референдум не состоялся.
Этой версии есть несколько подтверждений. Венесуэльские и мировые медиа сообщали о «пустых участках» в день голосования. The Guardian пишет, что избирком опубликовал, а затем удалил таблицу с распределением голосов по вопросам – как раз по два миллиона на каждый. О явке около 10% говорят и в Гайане, опираясь на данные разведки, – их тоже цитирует The Guardian.
Кроме того, избирком до сих пор не опубликовал результаты голосования. В социальных сетях комиссии нет и сообщений об итогах референдума. Президент Венесуэлы Николас Мадуро назвал результаты победой, похвалив «очень важный уровень участия». «Это полный успех для нашей страны, для нашей демократии», – сказал Мадуро.
Референдум, который власти Венесуэлы называли консультативным, проводился вопреки решению Международного суда ООН, предписывавшему Венесуэле воздержаться от любых действий по изменению ситуации в территориальном споре с Гайаной. Ситуация обострилась в 2015 году, когда в Эссекибо были открыты месторождения нефти и газа.
Эссекибо занимает почти три четверти Гайаны и примерно равен площади Туниса. Венесуэла претендует на регион с 1811 года – с тех пор как она стала независимой от Испании, а Эссекибо достался Британии, колонией которой была Гайана.