Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что осуждённые за тяжкие преступления в России «искупают свою вину кровью» на фронте в Украине. Так он ответил на вопрос радио «Коммерсантъ FM» о помиловании Владислава Канюса, осуждённого к 17 годам колонии за убийство Веры Пехтелевой и вышедшего на свободу после пребывания на войне.
Песков таким образом впервые официально признал вербовку осуждённых за тяжкие преступления на фронт с последующим помилованием президентом. Он прямо провёл различия между обычной, предусмотренной законом, процедурой помилования и тем, как она осуществляется по отношению к заключённым, отправляющимся на войну.
По словам пресс-секретаря президента, есть два пути для помилования. Первый — через признание вины, решения на уровне ФСИН, региона, федерального округа, центральной комиссии и президента. Второй путь — когда осужденные «искупают кровью преступления на поле боя, в штурмовых бригадах, под пулями, под снарядами». Он не уточнил, на каких нормах законодательства основан этот «второй путь».
Издание «Агентство» накануне подсчитало, что не менее 17 человек, осуждённые ранее в России за убийство, были в 2022 и 2023 годах помилованы президентом Владимиром Путиным. Все они участвовали в войне в Украине и вернулись с фронта на свободу. Некоторые уже совершили новые преступления.
Заключённых летом 2022 года начал активно вербовать в ряды ЧВК «Вагнер» её основатель Евгений Пригожин. После шести месяцев на фронте в отрядах «Вагнера» бывшие заключённые получали помилование. Некоторые из названных «Агентством» в числе помилованных воевали именно в «Вагнере». После конфликта Пригожина с руководством Минобороны заключённых начали вербовать уже не в ЧВК, а непосредственно в армейские части, в частности в штурмовые отряды «Шторм Z».
«Искупление вины кровью» — оборот из приказа наркома обороны СССР Иосифа Сталина «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», известного как приказ номер 227, в соответствии с которым в частях Красной Армии во время войны с гитлеровской Германии создавались штрафные батальоны и роты. В приказе в частности предусмотривалось, что бойцов, «провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости» направляют «на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». В расследовании агентства Reuters отряды «Шторм Z» сравнивались с советскими штрафбатами — в том числе по числу потерь.